?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Запись восьмая

Когда-то я полагал, что только точные науки занимаются настоящим делом. Но эти науки никогда не дадут объяснения феномену человека, неписаным законам, по которым он живет, и сопряженным с ними этическим понятиям — справедливости, совести, умению прощать... Нелогическое знание в большой мере формирует их. Человек просто знает, что хорошо, что плохо. Доказать это невозможно. Часто мы наблюдаем, как здравый смысл приводит нас к глупостям. И в понимании общечеловеческих ценностей большую роль играет иррациональная составляющая человеческого сознания. Так что совершенно естественно, что у людей два канала восприятия информации. Рациональный — это наука, логические рассуждения, к коим мы привыкли, и иррациональный, что часто называют откровением. Откровения идут помимо науки. Это весьма важный путь — в том отношении, что очень дополняет привычный нам путь познания. И очень плохо, когда кто-то пытается создать чисто научное мировоззрение. Восприятие мира не может быть лишь научным, оно может быть целостным. Человеку недостаточно просто знаний, ему необходима высокая культура, духовность, нравственность и, если хотите, религия, потому что она отвечает на вопросы, на которые не может ответить наука.
Вера хороша тем, что она дает некое основание, взгляд на нравственное поведение человека. Советская власть пыталась создать нечто подобное вере своими примитивными материалистическими методами. Но религия это очень сложный организм, который выкристаллизовывался веками. Вера и наука, как я отмечал неоднократно, не противоречат, а дополняют друг друга. Это две системы знаний о мире, материальном и нематериальном. Помните, у Пушкина:
Дар напрасный, дар случайной,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
На этот вопрос поэта, естественно, никакая наука не смогла дать ответа тогда, не ответит и сейчас. А ответ Пушкин получил от величайшего авторитета Православной Церкви митрополита Филарета:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана.
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью.
Ум сомненьем взволновал.